Меню
16+

Газета "Тайгинский рабочий"

27.06.2014 13:30 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Возвращение солдата

Человек умирает дважды... Второй раз — когда о нем забывают.

22 февраля 2012 г.  исполнилось бы 90 лет Александру Фёдоровичу Капишникову, павшему смертью храбрых на фронте Великой Отечественной войны в январе 1942 г.
Шура, так звали его домашние, родился в обычной рабочей семье: отец Фёдор Ананьевич был сапожным мастером, мама Екатерина Фёдоровна – домохозяйка.

Александр хорошо учился в школе, был очень способным и сознательным пареньком, вступил в комсомол. Рос он обычным мальчишкой: дружил с соседними ребятами, играл в бабки, читал книжки о приключениях «красных дьяволят», помогал родителям по хозяйству, летом рыбалил на Яе, а зимой охотился на зайцев.

Окончив 7 классов средней школы №2, Шура пошел работать. Он решил помогать отцу-инвалиду растить младших ребятишек – сестру Люду и брата Женю. В семье даже возник спор: отец хотел, чтобы старший сын учился дальше, однако тот, проявив характер, сделал по-своему. С лета 1936 г. он трудится на электростанции, а с 1939 г. и до призыва в Красную Армию — слесарем  цеха ЦЭС 3-го паровозного отделения Томской железной дороги. В июле 1940 г. вступил в профсоюз работников железных дорог (сохранилась учетная карточка и билет члена союза), хорошо зарабатывал. Судя по профсоюзным взносам, получал 130-170 рублей в месяц. Это был весомый вклад в семейный бюджет.

В Европе гитлеровские оккупанты подминали под себя одну страну за другой. Все знали – скоро война. Как  и тысячи других комсомольцев, Шура готовился защищать свою Родину. В апреле сорок первого года он прошел сборы в военно-учебном пункте Тайгинского аэроклуба ОСОАВИАХИМ на улице Советская, 23. Тут же учился и другой мой дядя -  Василий Сергеевич Блошкин.

Еще молчит радио о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз, еще не плачут матери, провожая своих сыновей на войну, а в дом по улице Рабочая, 176, что в Забуре, посыльным доставлен синий листок бумаги – повестка. «Призывнику Капишникову А.Ф. явиться в здание Тайгинского военкомата, при себе иметь паспорт и военный билет». И дата – 13 июня 1941 года. 

В августе Александр становится курсантом Белоцерковского пехотно-пулемётного училища (в/ч 40/61, полевая почта 4093), передислоцированного в Томск с Украины. Началась новая жизнь: он проходит курс молодого бойца, изучает уставы Красной Армии, принимает присягу, учит материальную часть оружия. Вчерашние мальчишки познают армейский быт, закаляют тело и дух.

От Шуры пришло 6 небольших писем-треугольников, написанных карандашом в редкие свободные минуты. По их тону видно, что тяготы воинской службы он  преодолевает достойно. С малолетства приученный к труду, рано познавший свою мужскую ответственность за семью и близких, Саша быстро влился в армейский коллектив. Сначала приходилось нелегко, питание было скудным, не хватало табака. В письмах он пишет о том, что служба идет нормально, личного времени очень мало — всё время идет учеба и строевые занятия, тактика. Сообщает, что средний балл у него – 4,3. Просит прислать табака, немного денег, хлеба, мечтает о молоке, сообщает, что тёплое обмундирование выдали. Строки курсантских писем скупы, и все же видно, что Саша любит жизнь, своих близких и готов за них сражаться, мечтает быть настоящим командиром Красной Армии. В одном из писем Саша рассказывает о своём тайгинском товарище Пирожкове, который постоянно попадает в наряды за нечищеную винтовку и лопату, спрашивает маму  о своих друзьях Тютюникове и Буланове И.И., просит брата  передать привет Гараже А.П. и другим товарищам. Интересная деталь: как и многие в то время Александр подписался на госзаем в сумме 125 рублей (из 40 руб. курсантского довольствия на руки получал 25).

Мама, Екатерина Фёдоровна, два раза  приезжала к сыну, привозила ему домашнюю еду, тёплые вещи. Это были самые драгоценные минуты для них. Мама просила беречь себя, но никогда не прятаться за спины товарищей.

Письма приходили из Томска и Татарска, куда в конце октября была направлена часть курсантов-добровольцев, в основном членов ВЛКСМ. Носить офицерские погоны Александру было не суждено: в декабре 1941г. все силы и резервы Ставкой Верховного Главнокомандующего были брошены на оборону столицы. Народный Комиссариат Обороны СССР издает приказ №105 от 14.10.41 г., предписывающий сформировать в военных округах в кратчайшее время 50 отдельных бригад из числа курсантов военных училищ, выздоравливающих красноармейцев и политбойцов и срочно направить их  на фронт. Зимой 1941-42 гг. под Москвой гитлеровцам был  нанесен мощный удар, спасший столицу от захвата. В этих тяжелейших и кровопролитных сражениях участвовали  сибирские дивизии, отдельные стрелковые бригады, а также бригады морской пехоты Тихоокеанского флота, отличавшиеся стойкостью и высочайшим патриотическим духом. Боевого опыта у них не было, зато неистребимым было желание разбить ненавистного врага. Недавно отмечалось 70-летие разгрома немецко-фашистских войск под Москвой. За это отдал свою жизнь и тайгинец Александр Капишников.

Воевал Александр в составе 41 отдельной стрелковой бригады (полевая почтовая станция 1599), сформированной в Татарске в октябре — декабре 1941 года  под руководством комбрига Крюкова. Уверен, что свою жизнь Шура отдал задорого: он был стрелком противотанкового ружья, а стрелял отменно — был заядлым охотником.        
Сменив здесь 62 и 29 стрелковые бригады, вышедшие в тыл на переформирование, 41-я бригада 4 января вступила в первый бой за деревню Бренево. Бои шли с переменным успехом, противник оказывал ожесточенное сопротивление и все же 16 января  начал отступать, сдавая один населенный пункт за другим.

      Бойцы бригады заняли населенные пункты: Воскресенское, Раменье, Пьянкино, Харитоново, Ново-Михайловское, Манеж, Плоское, Тарасово, Якутино и другие, пополняя запасы трофейным оружием и техникой.

Было известно, что дядя участвовал в боях под Волоколамском. Долгие годы родные и близкие не знали точного места его гибели и захоронения. И только проверка всех призванных Тайгинским военкоматом в интернет-базе ОБД — мемориал Министерства обороны летом 2012 года привела к результату. Оказалось, что фамилия в донесении о потерях была искажена, как это часто бывало в военной обстановке. В списке был найден боец КаНишников Александр Фёдорович, 1922 года рождения, призванный Тайгинским ГВК в 1941 году. Сведения внесены из солдатского «смертного» медальона, заполненного им собственноручно. Донесение Волоколамского военкомата поставило точку в поиске: Александр Фёдорович покоится в братской могиле в д. Тимково. Погиб между 4 и 19 января 1942 года. Вместе с ним в двух братских могилах лежат еще 514 воинов Красной Армии, защитивших собой столицу, имена 124 пока не известны.

Сразу же я позвонил в Волоколамский военкомат, откуда меня направили в администрацию города к Шумовой Людмиле Александровне, которая занимается учетом и поиском воинов, погибших в тех жарких сражениях. Она подсказала телефон редакции Книги памяти Московской области, где в то время верстался 7-й том, и выразила готовность встретиться. Через несколько дней я побывал в Волоколамске и Тимково, положил букет полевых цветов к подножию обелиска. Над могилой в Тимково шумят березы и ели, напоминающие о Сибири – родине солдата, выполнившего свой долг до конца. Это был очень волнующий момент не только для меня, но и других родных, узнавших о месте последнего приюта дяди. Новый том издания «Они погибли в битве под Москвой» вышел в свет с уточненными сведениями о тайгинце — защитнике столицы. Как драгоценную реликвию я храню эту книгу дома.

Работа над последующими томами Книги продолжается, уже опубликовано 8 томов. Сведения о солдатах, сложивших головы под Москвой, можно найти на сайте по адресу http://i-podmoskovie.ru/vse-toma-knigi-pamjati.html.        

Александр Фёдорович Капишников также увековечен в Книге памяти Кемеровской области, его имя высечено на мемориале тайгинцам, отдавших жизнь в боях за Родину на фронтах Великой Отечественной войны, сведения о нём находятся на портале pobeda.1945.su. В Томской гимназии №18 действует музей Белоцерковского пехотного училища, в который переданы материалы о нашем земляке. Краеведческий музей г. Татарска прислал фотографию мемориальной доски, открытой недавно на здании железнодорожного вокзала, откуда в декабре 1941 года 41 бригада выехала на фронт.

…С 31 января 1948 года, когда родителям вручили  извещение, в котором сообщалось, что их сын Капишников Александр Фёдорович пропал без вести, не было им покоя. «Пропал без вести» – в этих словах и отчаяние, и надежда одновременно. Попал в плен, тяжко ранен или лежит где-то в воронке, ставшей ему последним приютом? И все же сердце матери до последнего дня надеялось, что объявится её родная кровинушка целым и невредимым. Всякое бывало…

Не пропал солдат, а вернулся через 70 лет. Вернулся в мраморе монумента на братской могиле в Тимково, в бронзовой фигуре солдата в центре Тайги. И всегда жив в нашей памяти.

В. Капишников

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

26