Меню
16+

Газета "Тайгинский рабочий"

12.12.2013 11:23 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Место стажировки - Австрия

Начальник управления образования О.А. Шитова две недели в ноябре провела в Австрии. В этой стране она проходила международную стажировку слушателей Президентской программы «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования». Поездка за рубеж для Ольги Александровны стала своеобразной наградой за успехи, достигнутые во время учебы на курсах слушателей Президентской программы, которые проходили в Москве, где она получила самый высокий рейтинг. Стажировка эта была организована институтом содействия развитию экономики Австрийской федеральной палаты экономики. Сегодня Ольга Александровна делится своими впечатлениями.

- Ольга Александровна, какова цель этой стажировки?

- Прежде всего — познакомиться со структурой и организацией образования в этой стране. Австрия не случайно выбрана местом стажировки слушателей Президентской программы. У нее огромный опыт прежде всего в деле профессионального обучения, система которого быстро и гибко реагирует на меняющиеся условия экономики и труда. Поэтому и доля безработных среди молодежи в этой стране в
2 раза ниже, чем в странах ЕС.
Во время стажировки мы побывали на презентации различных видов образовательных школ и профессионально-технического образования. Посетили информационную выставку по профессии в Зальцбурге. И убедились, что опыт австрийской системы образования уникален.

- Наша система образования сильно отличается от австрийской?

- Да. В Австрии в школу ребенок отправляется в 6 лет. Здесь имеется возможность выбора между частными и государственными школами, хотя количество частных школ в стране невелико. За обучение в государственных школах плата не взимается. Государственным школам отдается предпочтение. Образование в них считается более качественным, чем в частных школах.
Обучение детей начинается в четырехгодичной начальной школе. По ее окончании у школьников и их семей есть выбор: или неполная средняя школа или нижняя ступень полной общеобразовательной школы. От этого выбора зависит дальнейшая образовательная траектория – получение профессии и начало трудовой деятельности либо продолжение общего образования до аттестата зрелости и дальнейшее обучение в вузе. Однако сделанный выбор не закрывает ребенку путь как в профессию, так и к высшему образованию. В отличие от России в Австрии обязательным является только 9-летнее образование.


- А чем отличатся неполная средняя школа от нижней ступени общеобразовательных школ?

- Неполные средние школы предоставляют основополагающее общее образование, необходимое для перехода в школу второй ступени, и готовят к трудовой деятельности.
Нижняя ступень полных общеобразовательных средних школ предоставляет обширное и углубленное общее образование. Учебная программа пятого и шестого года обучения идентична с учебным планом неполной средней школы. Начиная с седьмого года обучения, в полных общеобразовательных средних школах учащиеся выбирают одно из трех имеющихся подразделений: классическая гимназия с преподаванием латыни, реальная гимназия с упором на математику и геометрию и реальная гимназия с хозяйственно-экономическим уклоном. Последний обязательный учебный год соответствует первому году второй ступени образования. К этому времени усиливается дифференцирование школьной системы. Появляется возможность выбора между профессиональным обучением и обязательным.

- Ольга Александровна, в начале нашей беседы Вы заметили, что в деле профессионального обучения в Австрии накоплен значительный опыт работы. В чем он заключается?

- Профессиональное образование в этой стране можно получить либо в рамках производственного обучения (так называемая система дуального обучения) в неполной средней школе с профессиональной направленностью либо в техникуме. Приблизительно 80 процентов школьников выбирают после второй ступени образования обучение по профессии.
Безусловную гордость австрийских коллег вызывает дуальная система профессионального обучения. Кстати, для обучения профессии здесь вовсе не обязательно успешное окончание неполной средней школы в отличие от нашей системы образования. Профессии обучаются от двух до четырех лет. При этом 3,5-4 дня — непосредственно на предприятии и день-полтора – в школе.

- А Вы видели, как осуществляется это на практике?

- Конечно. Именно с этой целью было организовано посещение тирольской профессионально-технической школы в г. Абсам и сельскохозяйственного ремесленного училища в Ротхольце. Побывали и в туристическом колледже в Вене. Это частное образовательное учреждение. Его философия — обучение профессии через практику. С одной стороны – это учебная гостиница, с другой – учебное заведение. В колледже есть студенческое кафе, где за небольшую плату сами студенты приготовят кофе, бутерброды и пирожные. В столовой также работают ученики под руководством повара – преподавателя. Кроме профподготовки, здесь есть и серьезная учебная программа, включающая историю региона, экономику, математику, биологию, географию и языки: английский (обязательно) и французский, итальянский, испанский (по выбору). Есть еще факультативы, там тоже изучают языки – русский, китайский и другие. Это учебное заведение имеет высокий статус не только в Австрии, но и в Европе. Его ученики работают по всему миру.
В дуальной системе задействованы и промышленные предприятия. Одно из таких — фирма «Тени Индастриз» и «Тени Академия» — обучает ребят профессии прямо в цехах. Поразил тот факт, что руководитель фирмы, сам не имеющий высшего образования, создает условия для обучения школьников профессии и стимулирует их стремление к высшему образованию.
Здесь хотелось бы заметить, что нас вообще впечатлила заинтересованность предпринимателей этой страны в обучении подрастающего поколения, их желание научить подростков работать. Даже если ученик не возвращается после обучения на предприятие, предприниматели считают, что потратили деньги на обучение (профессии школьники овладевают за счет предприятий) не зря. Ведь предлагая учебные места, они снижают безработицу среди молодежи и одновременно гарантируют наличие квалифицированных специалистов на будущее. Кстати, закончивший обучение ученик может сразу приступить к выполнению ответственной работы в качестве квалифицированного рабочего.

- А система высшего образования в Австрии отличается от нашей?


- Право поступить в любое высшее учебное заведение имеют выпускники системы производственного обучения, трех и четырехлетних неполных средних школ с профессиональной направленностью после экзамена на профессиональную зрелость. Другой возможностью поступить в университет, но только определенной специализации является аттестат об окончании среднего учебного заведения.
Кроме того, после окончания второй ступени неполной средней школы с профессиональной направленностью можно поступить в техникум, предоставляющий высшее образование. Обучение здесь длится 5 лет и завершается экзаменом на аттестат зрелости и на получение диплома. После чего учащиеся приобретают профессиональную квалификацию и право на поступление в университет.
Поступить в вуз можно и после сдачи экзамена на аттестат зрелости в общеобразовательной средней школе.
Новые законы в сфере высшего образования предусматривают для специализированных вузов и университетов трехгодичные курсы до степени бакалавра и двухгодичные курсы до степени магистра. По их окончании выдается диплом. Окончившие магистратуру имеют право на подготовку к защите докторской работы в университете.

- Ольга Александровна, на Ваш взгляд, что нужно в первую очередь сделать, чтобы и мы – россияне гордились своей системой образования?

- То, что мы увидели во время стажировки, очень похоже на некогда существующую нашу систему образования. Она была высококачественной, конкурентоспособной и выпускала классных специалистов. Недаром наши ученые работают во многих зарубежных компаниях и высоко котируются во всем мире. Это ни для кого не секрет.
Считаю, что современная система образования прежде всего должна гибко реагировать на изменения внешней среды и оперативно перестраивать под конкретные нужды экономики образовательные программы и учебные планы. При этом во главу угла должны ставиться задачи комплексного социально-экономического развития региона, местные рынки труда и запросы населения. Необходимо наладить систему профориентации для того, чтобы привлекать молодых людей на те специальности, которые нужны регионам.
Надо попытаться решить проблему интеграции теоретического и практического обучения. Кстати, очень понравилось посещение одной фирмы и начальной школы в г. Медлинг. Даже возникло желание взять на вооружение предложение по приобретению модульных станков для уроков технологии и начать с детьми практические занятия, а не заниматься только «голой» теорией.
Сейчас информационные технологии сделали знания более доступными. Поэтому от преподавателя уже требуется не столько передача знаний, сколько помощь школьнику в организации самообразования. Ученик должен увидеть контуры общего, базового ядра образования и понять, как и где ему искать нужные знания, как строить собственную образовательную траекторию, какие обучающие программы и предметы выбирать. Естественно, преподаватель сам в первую очередь должен обладать всеми этими навыками. Уровень школы определяется уровнем учителей. Поэтому государство должно вкладывать в них, поднимать престиж учительской профессии.

- Ольга Александровна, а что Вас еще впечатлило в Австрии, кроме системы образования?

- Прежде всего — трогательное отношение к детям. Это очень бросается в глаза, даже когда идешь по улице. Если появляются родители с малышами, то им все уступают дорогу и улыбаются. Кстати, по воскресеньям на улицах много родителей с детьми. В этот день магазины в стране не работают. (День шопинга здесь – суббота). А вот культурные заведения все открыты, куда и устремляются австрийцы семьями.
Австрийцы преисполнены гордостью за свою страну. Это мы почувствовали и по выступлениям официальных лиц, и при общении с простыми жителями. В магазинах, например, они отдают предпочтение товару своих производителей, даже если он стоит на несколько евро дороже, так как уверены в качестве этого товара.
Поразило меня и венское метро. Оно очень красиво, оформлено в современном стиле, хотя первые его ветки были проложены более ста лет назад. А еще там нет турникетов. Пассажиры сами покупают билеты, сами их компостируют и не набиваются в вагоны «до отказа». Если видят, что в вагоне много народа, стоят в очереди и ждут следующего. На наш вопрос: бывают ли в метро безбилетники нам ответили: нет, и не только потому, что за это грозит штраф в 40 евро, а потому, что «это так стыдно!». И уже судя по этому ответу, нетрудно понять, что для австрийцев очень важно во всем держать личный статус на уровне. Может быть, поэтому в Австрии так чисто, уютно, комфортно. Вена ведь входит в пятерку самых комфортных для проживания городов в мире.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

27