Меню
16+

Газета "Тайгинский рабочий"

07.07.2016 10:52 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 27 от 07.07.2016 г.

Судьбою стала им железная дорога

Автор: В.СТИФУТИНА.

Из далекой Черниговщины приехал в Сибирь, на станцию Судженка Томской железной дороги, Акиндин Дмитриевич Васильев с женой Агафьей Артемьевной, с сыном Максимом и дочерью Пелагеей. Было это в 1927 году. А тронуться с насиженного места в неизвестность подвигли их письма старшего сына Григория, который уже жил в Сибири у дяди. Он писал родителям, что здесь много земли, железная дорога, угольные копи. «Работы много, были бы руки и здоровье, приезжайте, не пожалеете», — уговаривал Григорий.

И осело семейство Васильевых на станции Судженка. У Акиндина Дмитриевича, как говорят, ничто из рук не выпадало. Был он знатным сапожником и подрядился по договору в вагонное депо Тайга подшивать валенки, ремонтировать другую рабочую обувь, да и соседям услуги оказывал, привлекая к работе и сыновей. 13-летний стаж работы в вагонном депо Акиндина Дмитриевича и положил начало знаменитой ныне династии железнодорожников Васильевых.

Чуть позже – в 1933 году – устроился в вагонное депо на станции Судженка (головное депо Тайга) сын Григорий, проработав верой и правдой 30 лет.

В этом же году стал трудиться в вагонном депо Тайга и Максим Акиндинович. Начинал слесарем, затем работал боковым осмотрщиком, осмотрщиком-автоматчиком поездов до 1969 года. 36 лет надежно обеспечивал он безопасность движения поездов. Об этом говорят награды — медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», знак «Отличный вагонник».

Дочь Акиндина Дмитриевича Пелагея тоже внесла свою лепту в обслуживание Транссибирской магистрали, работая в Анжерской дистанции пути путевым рабочим (15 лет), как и ее муж Роман Андреевич Сычев, участник Великой Отечественной войны.

И самая младшая из семьи Акиндина Дмитриевича дочь Анна, родившаяся уже в Сибири, тоже продолжила дело своего отца, братьев, отработав в вагонном депо 26 лет, сначала сверловщицей, затем кладовщиком, 34 года отдал железной дороге ее муж Сергеев Михаил Григорьевич, тоже фронтовик.

Эти сведения об истоках династии Васильевых я почерпнула из «Семейной родословной», которую по крупицам кропотливо собирал и продолжает дополнять ее сегодняшними родственниками Виктор Максимович Васильев. Никто не забыт в этой родословной: родители, братья, сестры, внуки, правнуки, их жены, мужья…

Генеалогическое древо семьи Васильевых вырисовывается из этой родословной. И почти каждая его ветвь связана с железнодорожным транспортом. А в общей сложности около 450 лет насчитывает династия Васильевых. Как видно из родословной, есть среди Васильевых и вагонники, и локомотивщики, и энергетики, и станционники, и представители других профессий. Но в настоящее время все же больше локомотивщиков. Это дети, внуки, племянники Виктора Максимовича Васильева.

Виктор Максимович — внук Акиндина Дмитриевича, основателя династии. Об его отце Максиме Акиндиновиче сказано выше.

- Я, наверное, первый в семье, кто избрал профессию локомотивщика, — говорит Виктор Максимович. – Очень уж нравилось мне смотреть, как после осмотра вагонов отец отдавал машинисту документ о готовности состава к дальнейшему следованию. Фигура машиниста казалась мне очень значительной. И уже тогда, пареньком, решил, что я тоже буду водить поезда.

И от своей мечты не отступил. Закончил Тайгинский техникум железнодорожного транспорта, отслужил в армии.

- После демобилизации сразу устроился в локомотивное депо, — вспоминает Виктор Максимович. – Поработал помощником машиниста паровоза, электровоза, стал машинистом. От души говорю: полюбил свою профессию, старался стать мастером вождения и грузовых, и пассажирских поездов.

И это Виктору Максимовичу удалось. Его трудовой стаж насчитывает около 40 лет. Он освоил управление не только электровозами, но тепловозами, электросекциями. Ему доверяли водить пассажирские поезда, а это такая ответственность. И ни разу не допустил Виктор Максимович брака в своей работе.

- Бывали, конечно, серьезные ситуации во время рейсов, — говорит Виктор Максимович, — но выходил из них самостоятельно, багаж и теоретических знаний, и опыт это позволяли.

Наверное, иначе и быть не могло, ведь стал В.М. Васильев машинистом 1 класса, награжден знаком «500000 км безаварийного пробега локомотива». Не сосчитать, сколько грузов и пассажиров перевез он за годы своей трудовой деятельности! Скольким молодым машинистам как наставник помог опериться, полюбить избранную профессию, как он сам!

Виктор Максимович сегодня, если так можно сказать, старейшина династии Васильевых. С него делает жизнь молодое поколение этой большой семьи. Ведь у отца, дедушки, дяди много заслуженных наград и званий. Он почетный железнодорожник, почетный ветеран Западно-Сибирской железной дороги, награжден медалями «Ветеран труда», «За особый вклад в развитие Кузбасса 3 степени», «За служение Кузбассу» и многими другими.

Под стать мужу и его супруга Татьяна Федоровна. Любящая жена и мать сыновей Владимира и Сергея, отличная хозяйка, она между тем 35 лет отработала в локомотивном депо оператором группы учета, пропитчицей электрических машин.

- Нелегко быть женой машиниста, — делится Татьяна Федоровна своими мыслями. – Поездки через 12 часов, отдыха мало. Старалась, чтобы Виктор все-таки в очередной рейс уходил подготовленным, отдохнувшим. Сотовых тогда не было, вот и не успокоится душа, пока не заскрипит калитка: вернулся!

А потом переживала Татьяна Федоровна за сына Владимира, который по стопам отца пошел, сейчас за внуков, тоже пополнивших династию железнодорожников Васильевых.

Сын Виктора Максимовича Владимир Викторович Васильев — фигура в локомотивном эксплуатационном депо заметная. Уже десять лет возглавляет профсоюзный комитет предприятия. А такое доверие заслужить у коллег непросто. А он заслужил.

Разговаривая с Владимиром Викторовичем, я узнала, что все-таки не сразу привела его судьба в депо. В армии был водителем и после окончания службы устроился водителем в гараж отделения дороги. Но пример отца возымел действие, да и многие одноклассники уже водили поезда и гордились этим.

- Конечно, в гараж я пошел, потому что был классным водителем, — говорит Владимир Викторович. – Но, подумав, решил все-таки стать машинистом. Эта профессия всегда была престижной в городе, машинисты – люди особой закалки и большой ответственности. Закончил курсы помощников машинистов и начал водить поезда.

Владимир Викторович стал достойным представителем династии Васильевых. Молодой машинист, он одержал победу на конкурсе профессионального мастерства в Новокузнецке, получив II квалификационный разряд. Водил пассажирские поезда, стал первоклассным машинистом, награжден двумя знаками «500000 км безаварийного пробега локомотива», 12 лет работал машинистом-инструктором, взвалив на себя груз ответственности за локомотивные бригады. Успешной карьере, конечно же, помогли знания, которыми Владимир Викторович с завидным упорством овладевал. Он без отрыва от производства окончил ТИЖТ, Омский институт инженеров транспорта. А еще он с женой Ларисой Александровной, тоже работницей железнодорожного транспорта, вырастили замечательных сыновей.

Старший Максим живет в Тайге, машинист, водит электропоезда. Средний Иван – помощник машиниста на ст. Инская. А младший Владислав избрал другую профессию – энергетика, учится на 3 курсе политехнического университета.

Второй сын Виктора Максимовича Сергей Викторович работает на вагоностроительном заводе в Новоалтайске. А трое его детей стали железнодорожниками. Дочь Светлана – оператор в эксплуатационном вагонном депо, закончила ТИЖТ, ОмИИТ. У сына Александра тоже отличное образование. Он закончил ТИЖТ с красным дипломом, в этом году – ОмИИТ, работает в Барнауле помощником машиниста электропоездов.

У Геннадия за плечами железнодорожный техникум и Кулундинская школа машинистов электровоза. Пока он – помощник машиниста электровоза депо Алтайская. Но у братьев все впереди, упорства, целеустремленности, как у всех Васильевых, им не занимать, так что машинистами им быть.

В нашем городе живет Нина Изотовна Васильева, супруга Анатолия Григорьевича, двоюродного брата Виктора Максимовича. Анатолий Григорьевич 28 лет отработал в локомотивном депо, был машинистом электровоза, удивительный умелец резьбы по дереву, камню. В их квартире много сделано его руками. К сожалению, он трагически погиб. Но был любящим мужем и отцом.

Нина Изотовна, закончив техникум железнодорожного транспорта, 32 года трудилась в локомотивном депо ленторасшифровщицей. Профессия эта важная, ответственная, и она с успехом с обязанностями справлялась. Супруги Васильевы воспитали двух дочерей – Инну и Ларису. Инна закончила Томский железнодорожный техникум, она связист, живет в Новокузнецке. Лариса получила высшее образование, живет и работает в Томске.

В 2014 году династию Васильевых чествовали в управлении Западно-Сибирской железной дороги, выразив благодарность и признательность за их самоотверженный труд, вручив памятные подарки.

Добрую династию основал Акиндин Дмитриевич Васильев. И ее продолжают и будут продолжать его потомки. О всех представителях династии рассказать просто нет возможности.

Но вернусь к Виктору Максимовичу Васильеву. Удивительный это человек, уважаемый, авторитетный. Он – председатель совета ветеранов эксплуатационного депо, смотритель музея. И той, и другой общественной работе отдается сполна. Надо видеть, с какой любовью он рассказывает экскурсантам музея об истории депо. Многими экспонатами он пополнил его сам.

- Я могу 8 часов кряду говорить об истории депо, о людях, его прославивших, о том, как развивалось предприятие в течение 120 лет – эту дату мы отмечаем в текущем году, — говорит Виктор Максимович. – Все здесь мне знакомо, дорого сердцу, хочу эту любовь свою донести до молодежи. Чтобы помнили историю, гордились настоящим.

Спасибо, Виктор Максимович, за Вашу память о своих предках, положивших начало династии железнодорожников Васильевых, за то, что продолжаете писать ее родословную!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

323