Меню
16+

Газета "Тайгинский рабочий"

09.06.2016 10:22 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 23 от 9 июня 2016 от 09.06.2016 г.

Крылья, обретенные в Тайгинском аэроклубе

Открытие в нашем городе аэроклуба было заветной мечтой многих тайгинских парней и девушек после того, как 13 августа 1933 года, в День авиации, в Тайгу прилетел самолет подшефной авиачасти. Они просто загорелись желанием подняться в небо, увидеть город, землю с высоты полета.

Для осуществления заветных планов коллективы города вносили деньги на постройку самолета, строили ангар. И уже 1 декабря 1933 года шестнадцать молодых рабочих – курсантов первого набора аэроклуба – приступили к теоретическим занятиям по пилотированию. Среди них был и Федор Прокопенко. В 1934 году он завершил подготовку в аэроклубе и был награжден значком «Ударник сталинского призыва». Работал здесь инструктором. Затем вместе с двумя сокурсниками направляется в Ульяновскую летную школу, окончив которую остается в ней летчиком-инструктором. Теперь он навсегда связан с небом, сбылась мечта юноши – он обрел крылья.

В конце 1937 года Федор Прокопенко переводится в Подольский аэроклуб. Подготовив группу курсантов подольской школы в 1938 году, он сдавал ее экзаменационной комиссии. Подавляющее большинство его учеников показали высокий уровень подготовки, что позволяло зачислить их в Качинскую летную школу истребителей. Видя отличные результаты группы Прокопенко, председатель комиссии решил проверить летное мастерство и самого инструктора, который к тому моменту в совершенстве владел техникой пилотирования на самолетах У-2, Р-5, УТ-1, УТ-2 и имел налет около 4000 часов. На его счету было и участие в воздушном параде 1938 года в Тушино. После контрольного полета Прокопенко также получил возможность поступить в Качинское училище и вместе со своей группой отправился в Крым. В Каче Федор Федорович, освоив УТИ-4 и следом за ним И-16, становится командиром звена с присвоением звания старший лейтенант.

С началом войны, в июне 1941 года, из летных кадров Качинского авиаучилища, в основном из командиров звеньев, сформировали боевой полк с двойным подчинением — фронтовому командованию и руководству училища. Летчики этого полка должны были, как обычно, продолжать обучать курсантов, но и быть готовыми к вылетам по тревоге на перехват самолетов противника, идущих к Севастополю. Поскольку тревогу могли объявить в любой момент, на аэродроме их ожидали готовые к боевому вылету училищные И-16. В составе этого полка Прокопенко совершил 15 вылетов на перехват разведчиков и бомбардировщиков противника, в том числе дважды — ночью, вместе с летчиками Кизеевым и Власовым.              Но разведчики ходили на большой высоте, и училищные И-16, уже истрепанные машины, до них добраться не могли, а Федору так хотелось достать немца.

«На высотомере — 6200 метров, кислорода в кислородном оборудовании «ишачка» нет, а до «Юнкерса» еще минимум полтора километра,» — проносилось в голове. Кислородное голодание быстро уложило летчика в приятный сон — истребитель вошел в крутой штопор. Проснулся он, когда до воды оставалось не больше полукилометра. И вывел машину из падения.

12 июля 1941 года училище передислоцировали в Красный Кут, а Федор Прокопенко стал командиром экспериментального звена: летчики пересаживались с И-16 на Як-1. Из двухсот сорока человек он отобрал тридцать лучших и начал переучивание.… В это же время Василий Сталин как начальник инспекции ВВС, одновременно командовавший авиационной группой, формировал 434-й истребительный авиаполк (номер перешел от части, разбитой на Ленинградском фронте). Девятерых летчиков из Качинского училища, в основном — командиров звеньев, взяли в этот полк. Среди них был и Прокопенко. 14 июля 1942 г. полк получает приказ на перебазирование на аэродром Гумрак, под Сталинградом. Немецкие войска находились еще на дальних подступах к городу, но в Сталинградском небе уже велись ожесточенные бои. Первую свою победу Прокопенко одержал 29 июля, во время вылета на прикрытие переправ через Дон в районе Калача, по которым наши войска отходили к Сталинграду.

Патрулировавшие истребители обнаружили подходившую к переправе группу немецких бомбардировщиков под прикрытием четырех  BF109. Один из «Мессершмиттов» сверху атаковал самолет Прокопенко, проскочил вниз — и оказался впереди его «Яка». Летчик даже не ожидал, что окажется в таком выгодном положении, но мгновенно сориентировался, поймал вражескую машину в прицел, открыл огонь и зажег ее. Но и самолету Федора Прокопенко досталось,  дотянул до своего аэродрома под прикрытием друзей и посадил самолет на фюзеляж. На вопрос присутствовавшего в это время на аэродроме полковника Василия Сталина: «Будешь сегодня летать?», последовал ответ: «Буду, если есть на чем». «Летай на моем «Яке».

На сталинской машине Прокопенко выполнил в этот день еще 4 боевых вылета. В последнем из них получил пробоину в крыле, в районе закрылка. Решил проверить, изменилось ли поведение машины, и на достаточной высоте выпустил закрылки при соответствовавшей этому действию скорости полета. Самолет крутануло — один закрылок не вышел. Посадку летчик произвел с убранными закрылками, самолет пробежал всю не столь уж длинную полосу аэродрома, но обошлось без поломок.  После интенсивных боев в эскадрилье, где воевал Федор Прокопенко, остался только один исправный самолет. Но и урон противнику был нанесен: летчики полка сбили 83  самолета противника. Под Сталинградом  Прокопенко сбил 6 самолетов противника, среди которых — такой почетный «трофей» как FW 189.

В одном из боевых вылетов в конце января 1943 года, прикрывая группу бомбардировщиков, наносивших удар по Великим Лукам, Федор Прокопенко вступил в бой шестеркой «Яков» с большой группой BF 109. Сбил ведущего «Мессершмитта», но и сам был подбит: снарядом пробило бензобак. Дотянуть до своего аэродрома не удалось, двигатель на истребителе Прокопенко остановился, и садиться пришлось прямо в лес. При посадке в результате множества ударов о стволы деревьев самолет разрушился, сам летчик получил при этом серьезные травмы.

После лечения Федор Прокопенко получил допуск к полетам только на биплане У-2.

Но вскоре его назначают на должность старшего штурмана дивизии.  Прокопенко работает по наведению наших истребителей на самолеты противника. Затем его командируют на выносной пункт управления командира авиакорпуса. Хорошо ориентируясь в боевой обстановке и имея достаточный опыт в тактике ведения воздушного боя,  Прокопенко умело направлял группы наших истребителей на воздушного противника.             

В 1945 году на трофейном самолете, находившимся в составе 16-й Воздушной армии, Федор Прокопенко перевозил прибывшую в Германию из Москвы комиссию во главе с генералом НКВД Серовым.

После окончания вой-ны Федор Федорович был уволен в запас, но, имея огромное желание летать, вернулся в подольский аэроклуб и освоил там новый тренировочный самолет Як-11. Тренировки в аэроклубе сделали свое дело, и летчик, до того длительное время летавший лишь на тихоходных самолетах, на Як-11 показывал столь же великолепный пилотаж, как и в прежние годы. В 1947 году пятерка «Яков», ведомая начальником аэроклуба Прокопенко, продемонстрировала свое умение на празднике Дня Воздушного Флота в Тушине. Стало ясно, что военного летчика слишком рано списали со счетов.  В 1949 году его приказом министерства Обороны определяют в кадры Вооруженных Сил и направляют в отдел боевой подготовки ВВС МВО. Через год он переводится в Управление боевой подготовки ВВС СА, осваивает самолет Ли-2, летает на Ил-10 и Ил-14.

Федора Федоровича планировали послать в Германию на должность заместителя командира транспортного авиаполка, но обстоятельства изменились. Началось формирование Отдельного вертолетного полка, и  Прокопенко была предложена должность заместителя командира.  Он долго не соглашался, не веря в подобную «лопуховатую» технику. Но в полку требовался командир с большим летным опытом, освоивший многие типы самолетов и как человек военный Прокопенко приказ выполнил. С тех пор его жизнь связана с винтокрылой авиацией. За это время он освоил, пожалуй, все типы милевских машин, лично подготовил сотни высококлассных специалистов (только на «своем» Ми-24 — сорок два человека) и вообще внес неоценимый вклад в становление и развитие боевой винтокрылой авиации. Впрочем, этот вклад по достоинству оценили: сначала, например, в Афганистане, а затем — в Чечне. Причем, эффективность боевого применения авиации, которую ныне называют армейской, вряд ли попытается оспорить кто-либо из воевавших там…

С 1976 полковник Федор Федорович Прокопенко – в запасе. Жил в Москве. Работал инженером-методистом в опытном конструкторском бюро имени М.Л. Миля Московского вертолетного завода.

Он трижды побывал в родном городе: в 1982 году – на 1-м слете выпускников Краснознаменного Тайгинского аэроклуба Осоавиахима,    в 1984-м – на открытии музея аэроклуба в школе №160 и в 1988-м – на 2-м слете аэроклубовцев. Федор Федорович передал в дар музею личные вещи, документы и памятные сувениры.

Заслуженный военный лётчик СССР (1967). Награждён орденом Ленина,      3 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, 3 орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За взятие Берлина», «За победу над Германией», иностранным орденом.

За мужество и героизм, проявленные на фронтах Великой Отечественной войны, указом Президента Российской Федерации от 27 марта 1996 года полковнику в отставке Фёдору Фёдоровичу Прокопенко присвоено звание Героя Российской Федерации (Золотая Звезда № 261).   Скончался 3 сентября 2007 года. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище (участок 7а).

Федор Федорович Прокопенко дотянулся до неба. И стал живой легендой отечественной военной авиации. Свидетелем, участником и героем ее истории.

По интернет

ресурсам подготовила Л. Кузьмина,

зав. сектором

краеведения

МБУ «ЦБС ТГО».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

149