Меню
16+

Газета "Тайгинский рабочий"

05.05.2016 09:16 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 18 от 05.05.2016 г.

Был отважным бойцом

Автор: В.СТИФУТИНА.

Дядя Паша – добрейшей души человек, любил нас, племянниц, общался с нами, а когда вышел на пенсию, часто звонил и приглашал на обед.

- Вот узнаете, что я для вас приготовил, — интриговал он.

И мы приходили, угощались его кулинарными изысками и, конечно, беседовали за жизнь и при этом не могли не касаться его фронтовых воспоминаний.

А воспоминания эти всегда заставляли его вновь и вновь переживать страшные эпизоды войны.

Гвардии рядовой Павел Иванович Щерб был наводчиком 45 мм батареи 313 гвардейского стрелкового полка 110 гвардейской стрелковой дивизии. Воевал он на 2 Украинском фронте. А в ноябре 1943 года молодой воин уже отличился в боях и был представлен к награде – ордену Великой Отечественной войны II степени. Павел Иванович вспоминает, какие жаркие бои вел их полк за освобождение населенного пункта Васильевка:

- Земля горела у немцев под ногами. Я как наводчик 45 мм батареи был предельно внимательным, чтобы артиллерийский огонь бил точно и уничтожал фрицев и их боевую технику. Потери врагов были ощутимыми: наша батарея уничтожила            3 станковых пулемета и до роты немецких солдат.

А в наградном листе отмечалось, что в боях Павел Иванович проявил себя метким стрелком, отважным и стойким бойцом.

- Понимаете, племяшки, — говорил дядя Паша, — какая злость у меня была к врагам, потому что видел, какие они жестокие, оставляли после себя трупы наших людей, разрушенные села.

Вот, помню, вошли мы в одну деревеньку. Да нет, в то, что от нее осталось – печные трубы торчат – и все. А в центре – колодец. Когда мы подошли к нему, кровь в жилых застыла. Был он полон трупов женщин, детей, стариков. Разве можно такое простить? Вот и бились мы насмерть, мстя ненавистным врагам. А тогда мы, солдаты, плакали, не стесняясь слез.

Он, и рассказывая это, не мог сдержать слез.

- А другой случай, — продолжал дядя Паша, — произошел в Косевке, которая находилась за Днепром. Мы заняли этот сильно укрепленный немцами участок – «катюши», артиллерия сделали свое дело. Немцы, убегая, оставили много трофеев, в том числе и конфеты, любили сладкое, гады! Мы взяли немного конфет. Поселился наш расчет у женщины, у которой двое детей. Мы отдали им конфеты. Нам, освободителям, в деревне были рады, женщина испекла для нас хороший хлеб. А на следующий день случилась трагедия. Мать отпустила детей играть в огороде, сыну было лет 6, а девочке – 4 года. Вдруг мы услышали шум самолетов, выбежали из хаты вместе с хозяйкой. На самолетах были красные звезды, но вдруг они стали сбрасывать бомбы (замаскировались под наших). По всей деревне прошла волна взрывов. Две бомбы разорвались в огороде, дети закричали, к ним кинулась мать, не добежала, споткнулась и упала, сраженная пулеметной очередью.

Дети плакали, и мы отвели их к соседям и поклялись за все людское горе отомстить врагам.

Но, к сожалению, долго воевать мне не пришлось: в декабре 1943 года был тяжело ранен в ногу, попал в госпиталь и в марте 1944 года  демобилизован инвалидом III группы.

Вернувшись домой, Павел Иванович восстанавливался после ранения, трудился где мог. А когда группу инвалидности сняли, более 30 лет отработал в локомотивном депо, почти 20 машинистом электровоза. Получил звание «Ветеран труда».

И для него всегда главным праздником был День Победы. Поистине праздник со слезами на глазах. Павел Иванович не мог их сдержать, вспоминая погибших друзей-однополчан.

Вот таким он был, Павел Иванович Щерб!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

34