Меню
16+

Газета "Тайгинский рабочий"

22.05.2014 16:32 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

"Одно из лучших заведений железнодорожной отрасли"

«Куёт, как прежде, кадры для дороги Дорожная техшкола из Тайги!» Накануне 80-летнего юбилея технической школы, как привыкли называть ее тайгинцы, наш корреспондент В.Н. СТИФУТИНА встретилась с ее начальником Верой Версавьевной КУЛАКОВОЙ.

В состоявшейся беседе Вера Версавьевна рассказала об истории школы, преподавателях, которые стояли у ее истоков, о выпускниках, прославивших alma-mater своими достижениями, и, конечно же, о том, как сегодня коллектив педагогов выполняет задачу по подготовке высококлассных специалистов.

- Вера Версавьевна, как начиналась история вашего учебного заведения?

- Было это в мае 1934 года. Согласно приказу НКАС и Постановлению СНК СССР на станции Тайга на базе школы ФЗУ – слесарно-механической специальности и специальной школы паровозных машинистов была организована техническая школа машинистов с трехгодичным обучением. Создание таких школ было требованием времени – это годы индустриализации страны, которая невозможна без развития железных дорог, выполняющих заказы набирающего темпы производства.

Тогда в школу приезжали молодые люди из Новосибирска, Томска, Барабинска, из маленьких поселков и глухих деревень, которые и в глаза-то не видели паровоза. Но звала их сюда тяга к знаниям, к получению важной и престижной профессии железнодорожника.

Тогда в школе царила атмосфера высокой деловитости, крепкой дисциплины, учащиеся впитывали знания, как губка воду. А потому и выходили из ее стен, без сомнения, настоящие мастера своего дела.

Напряженной была работа школы в годы Великой Отечественной войны, ведь нужно было подготовить замену тем железнодорожникам, которые ушли на фронт. И с этой задачей преподаватели справились успешно.

Деятельность коллектива по обучению кадров совмещалась с постоянной работой по оснащению материально-технической базы учебного заведения.

- Как дальше развивалось учебное заведение?

- Следующей вехой в истории техшколы стало внедрение новых видов тяги – начиналась электрификация транспорта. Первый выпуск машинистов электровозов – 90 человек – состоялся 2 ноября 1949 года. В те годы единственной производственной базой для подготовки машинистов было электровозное депо Белово. Туда и приходилось выезжать учащимся на экскурсию. Но несмотря на это, школа набирала обороты в подготовке новых кадров для транспорта. Уже в 1951 году к вводу в эксплуатацию первого электрифицированного участка Инская – Обь-Чулымская было подготовлено 148 машинистов электровозов и 70 помощников (переквалифицированы были паровозные кадры).

В последующие годы подготовку машинистов электровоза и их помощников готовили в зависимости от ввода в эксплуатацию электрифицированных участков.

На всем этапе развития локомотивного хозяйства Тайгинская техшкола являлась основной кузницей локомотивных кадров Западно-Сибирской магистрали, умела быстро перестраиваться в соответствии с потребностями производства.

В различные годы здесь обучались машинисты паровозов, электровозов, тепловозов, паровых и дизель-электрических кранов, водители мотовозов и автодрезины и т.д.

На протяжении прошедших лет не единожды претерпевала тайгинская техшкола реорганизацию, меняла названия, но оставалась неизменным одно – ее активная, высокопрофессиональная деятельность по обучению железнодорожных кадров, повышению их квалификации. Сейчас наше учебное заведение называется так – «Тайгинское подразделение Западно-Сибирского учебного центра профессиональных квалификаций – структурное подразделение Западно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» (УЦПК Тайга).

- Вера Версавьевна, что сегодня представляет собой Тайгинское подразделение учебного центра профессиональных квалификаций?

- Во-первых, мы имеем прекрасный учебный корпус на 300 мест с тремя современными лабораториями подвижного состава и 12 учебными классами, оснащенными различными электрическими аппаратами, машинами и тренажерами. Сегодня техническое и программное обеспечение учебного процесса позволяет в максимальной степени приблизиться к тому, с чем машинист встречается в процессе своей работы. Образовательная деятельность ведется по 25 образовательным программам. Обучаются работники всей Западно-Сибирской дороги дирекцией тяги, ремонта, пригородных перевозок и дирекции инфраструктуры. Достаточно сказать, что за 2013 год прошли подготовку и повышение квалификации 2291 человек.

В школе 17 преподавателей, это творческий, думающий, опытный коллектив. 8 из них имеют высшую и первую квалификационные категории. Четыре года подряд наши преподаватели подтверждают свое мастерство, завоевывая звания сильнейших на сетевых конкурсах профессионального мастерства в г. Москве. Победителями в различных номинациях становились И.А. Осинцев, А.В. Верхоланцев, И.А. Бурягина, А.С. Головчук, А.А. Логинов. Некоторые преподаватели являются авторами учебников и мультимедийных программ.

Успешно наш центр участвовал в пилотном проекте по подготовке машинистов локомотивов без опыта работы помощником машиниста. В ходе реализации проекта было подготовлено 45 машинистов тепловозов. Руководством дороги дана высокая оценка качества их подготовки.

Итогом трехлетнего эксперимента совместно  с ЗАО «Нейроком» по внедрению в учебный процесс психологической подготовки работников локомотивных бригад стало введение в учебный план центра курса «Психологическая подготовка работников локомотивных бригад». Такая программа – единственная в своем роде, реализуется только в Тайгинском подразделении. Цель курса – повышение надежности машиниста за счет тренировки профессионально важных психологических качеств, непосредственно влияющих на безопасность движения.

- Юбилей – это и повод вспомнить и ветеранов техшколы, отдавших свои знания многим поколениям железнодорожников, и выпускников, которые, взяв старт в стенах вашего учебного заведения, своим трудом приумножили достижения отрасли.

- Да, успех любого дела – это люди. И сегодня добрым словом вспомним и бывших начальников школы, и педагогов, и выпускников. Первым директором техшколы был Н.В. Нехорошев, в разные годы возглавляли ее Л.Г. Стрельников, П.А. Панкратов, Л.П. Улитин, В.В. Лебедзь, П.А. Семенов, М.И. Григорьев, А.Ф. Маслов, С.А. Маслов, А.А. Горявин, Е.Н. Фирсанков и другие. И каждый из них внес свой вклад в укрепление материально-технической базы техшколы, в совершенствование качества обучения.

Главным на пути успеха в овладении профессией всегда останется преподаватель. В.В. Лебедзь, В.Г. Дзюбанюк, В.Б. Гандыбин, В.И. Парфиненко, Е.И. Извин, Г.Л. Демидова, В.Г. Медведев, В.В. Гераскин, Н.Я. Стрекалин, В.Н. Калашников и другие умело передавали свои знания и опыт курсантам, готовили настоящих профессионалов-железнодорожников.

Сегодня мы гордимся своими выпускниками зачинателем стахановского движения на железнодорожном транспорте Героем Соцтруда Н.А. Луниным, Героем Советского Союза, летчиком-фронтовиком Г.И. Новиковым, Героем Социалистического труда А.П. Порошиным, командиром Всесоюзного комсомольского отряда, строившего БАМ, Б.В. Устюжаниным, начальником Западно-Сибирской дирекции тяги С.Б. Ахмадеевым и многими другими.

Наша школа и сегодня остро востребована, она заслуженно считается одним из лучших учебных заведений железнодорожной отрасли. Как и 80 лет назад, из ее стен выходят высококлассные специалисты-локомотивщики, являющиеся славой и гордостью отрасли.

Я поздравляю педагогов, выпускников, ныне обучающихся в нашей школе с юбилеем! Желаю здоровья, новых трудовых побед и достижений, благополучия.

- Я присоединяюсь к Вашему поздравлению, Вера Версавьевна, и в свою очередь поздравляю Вас, первую женщину – начальника школы, с этой знаменательной датой, и пусть Вам в жизни и в  педагогической деятельности сопутствует удача.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

154