Меню
16+

Газета "Тайгинский рабочий"

24.04.2014 10:46 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Низкий поклон вам, ликвидаторы!

Владимир Васильевич Кищенко пятый год возглавляет Тайгинское отделение общественной организации «Союз Чернобыль». Благодаря его инициативе был установлен памятный знак «Героям-тайгинцам, подвергнутым радиационному облучению от ядерных и техногенных катастроф» и внесен в список памятников города. Накануне скорбной даты мы побывали с Владимиром Васильевичем у памятного знака. Территория вокруг него уже приведена в порядок руками чернобыльцев, а 26 апреля тайгинцы по традиции встретятся здесь, чтобы отдать дань уважения людям, участие которых в ликвидации аварии на Чернобыльской атомной станции стоила многим здоровья и жизни.

Владимир Васильевич – один из них. Как складывалась его судьба, которая привела его в Белоруссию на ликвидацию последствий Чернобыльской аварии? Жил он в Семипалатинске с 1953 по 1994 г. В этой местности располагался Семипалатинский ядерный полигон, и, естественно, население в какой-то мере подвергалось воздействию радиации. Но об этом никто не задумывался, жили и жили. Паренек мечтал стать моряком, бороздить моря и океаны. Закончил речное училище, получив специальность рулевого моториста. Но приступить к работе по специальности не успел, подошла пора призыва в армию, и военкомат отправил его на курсы водителей.
Службу Владимир проходил на космодроме Байконур в гвардейской дивизии, был водителем нейтрализационной машины. Он не только заправлял спецтопливом ракеты, но и при загрязнении им окружающей среды должен был его нейтрализовать.
- В это время на Байконуре проводились испытания ракет для служб ПВО и ВМФ, — рассказывает Владимир Васильевич. – Приезжали военные и присутствовали при запуске ракет. Нас вывозили в степь, чтобы не подвергать лишней опасности. Помню случай, когда ракета уже ушла в высоту на 3-4 км, но вдруг заглох один из двигателей, и она рухнула вниз. Это было страшно. Ракету взорвали. Сейчас-то я понимаю, что определенную долю излучения мы, солдаты, там получали. Но мы молодыми были, а командиры молчали. Зато на гражданке хвастали, что видели космонавтов Ю. Гагарина, В. Терешкову, В. Комарова, и все нам завидовали.
Служба на космодроме перечеркнула все мои планы и мечты. А мечтал я о большой воде, о том, чтобы совершать походы в зарубежные порты. Но была дана подписка о неразглашении военной тайны на 25 лет, и пришлось забыть о юношеской мечте.
Вернувшись в Семипалатинск, Владимир устроился в автобусный парк, стал водителем I класса, обзавелся семьей, растил детей. И вдруг, как гром среди ясного неба, страшная авария на Чернобыльской АЭС. Все с нетерпением ждали сообщений об этом, понимали, какая опасность людям грозит. Владимир знал, что на ликвидацию аварии брошены войсковые части, и очень переживал за сына, которому подходила пора призыва в армию. Про себя как-то не думал. Но так случилось, что в июне 1987 года почти одновременно призвали и сына, и отца, 40-летнего сержанта запаса, отца троих детей. Игорь уехал во Владивосток, на пограничную заставу, а путь Владимира лежал в Белоруссию, в село Новоселки, в 120 км от Чернобыля. Но и сюда дошло его смертельное дыхание, жители деревень в основном были эвакуированы, но остались старики, не захотевшие покидать насиженные места.
В Новоселках располагался целый полк, более 1000 человек. Жили они в палатках. Сразу же один батальон был направлен на АЭС.
- Нам выдали индивидуальные дозиметры, — рассказывает Владимир Васильевич, — но вскоре их забрали, видимо, боялись паники среди солдат. На самой станции я не работал, но возил туда продукты. Припять – красивый город, но мертвый, вроде потемкинских деревень. Здесь понимаешь весь ужас происходящего. Во время нашего пребывания рухнул в реактор вертолет, который доставлял материалы для «саркофага» реактора. Зацепился за что-то. Погибли люди.

Владимир с товарищами не только возили продукты на станцию, но выполняли много другой «грязной» работы: мыли деревни, сносили брошенные дома, убирали загрязненную почву. Они видели лес, с одной стороны рыжий, с другой – зеленый, лисиц без шерсти, но самое главное – это неизбывное горе в глазах старых людей.
После каждой ездки на пропускном пункте машины проверяли на степень загрязнения радиацией и зачастую отправляли на мойку, и только после этого пускали в жилую зону. Кстати, у водителей, кроме обыкновенных повязок, как от гриппа, никакой спецодежды не было. Ее выдавали только тем, кто уезжал на станцию. Поэтому очень быстро подвергались радиационному облучению. Особенно этим страдали работающие на самой АЭС. За минимальный срок набирали до 100 рентген и больше, и жизнь их была коротка.
Да, невидимый враг вдвойне коварен. Забыв об опасности, ели ликвидаторы и помидоры, и яблоки, и грибы, пили самогон, которыми снабжало их оставшееся местное население. А им взамен давали консервы, хлеб.
- Так получилось, что вместо 6 месяцев я пробыл в Новоселках три с половиной, набрав за это время достаточно рентген, — говорит Владимир Васильевич.
Вернулся он в Семипалатинск, а в 1994 году после распада СССР переехал в Тайгу. Уже начало сказываться губительное влияние радиации. Целый букет заболеваний, и II группа инвалидности.
- Был у меня хороший друг Евгений, — вспоминает Владимир Васильевич, — мы с ним общались, но, увы, недолго. Он из тех, кто был на крыше реактора, и прожил совсем мало, в 1990 году его не стало. Тяжелая утрата.
Разговорились об организации тайгинских чернобыльцев и пострадавших от техногенных катастроф. Сегодня их 17 человек. В мир иной ушли уже А. Сарычев, В. Богаченко, И. Заболотнев, А. Чуркин, А. Грибцов. Могли бы еще жить, но…
Тайгинское отделение общественной организации «Союз Чернобыль» стоит на страже интересов ликвидаторов, чтобы не были ущемлены их права в получении льгот. Решались, например, квартирные вопросы. А вот с путевками на курортно-санаторное лечение, на ежегодное обследование в областном госпитале нет проблем.
Владимир Васильевич очень гордится памятным знаком, который члены организации приобрели на собственные средства. Есть теперь, куда прийти и отдать дань уважения тем, кто, спасая других, пострадал сам. Чернобыльцы активно помогают Таловскому детскому дому, бывают там.
- Мы к новому учебному году всегда приобретаем для ребят тетради, другие канцелярские товары. А выпускникам школы дарим на память часы, — рассказывает Владимир Васильевич. – В свою очередь 26 апреля воспитанники детского дома приезжают к нам на торжественное мероприятие у памятника. Это хороший воспитательный момент, я считаю. Жаль, что в этот раз я не приду к памятнику – буду на губернаторском приеме.
Владимир Васильевич награжден знаком «Участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС», медалями «За спасение погибавших», «За честь и мужество» и многими юбилейными знаками отличия.
Выразим же людям, защищавшим наш мир от опасностей техногенных катастроф, нашу глубокую благодарность, пожелаем живущим здоровья, долгих лет жизни, благополучия. Мы всегда помним и гордимся ими. Низкий поклон вам, ликвидаторы!

В. СТИФУТИНА.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

36