Меню
16+

Газета "Тайгинский рабочий"

30.04.2013 12:07 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Светлое Христово Воскресение

Святая Пасха! Светлое Христово Воскресение является самым главным христианским праздником. В этот День Воскрес из мертвых наш Господь Иисус Христос. Значит и мы, «во Христа» крещеные, воскреснем для Жизни Вечной. Потому так празднично и торжественно звонят колокола всю Пасхальную седмицу, а верующие радостно приветствуют друг друга словами: - Христос Воскресе! - Воистину Воскресе!

Пасха – это еврейское слово, дословно переводящееся как «беда прошла мимо». Но почему же праздник Воскресенья Господня носит именно такое название? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно перенестись во времена пророка Моисея.
В Египте около четырехсот лет жил народ, который назывался еврейским, или израильским. Но жил он в рабстве у египтян, выполняя самую трудную работу, на которой они часто умирали. Опасаясь, чтобы евреи не восстали, был издан жесточайший закон: всех новорожденных еврейских мальчиков убивать.
В это время у одного благочестивого еврея родился необыкновенно красивый сын. Мать взяла осмоленную корзину, положила в нее младенца и поставила в тростник у берега реки Нил. Плачущего младенца нашла дочь фараона и, сжалившись, взяла его к себе. А имя ему дала Моисей, что значит: взятый из воды. Его стали воспитывать при дворе, он получил великолепное образование по тем временам. Ему пророчили блестящее будущее, но однажды Моисей увидел, как египтянин избивал еврейского раба и заступился за него, нечаянно убив мучителя. Фараон приказал схватить и казнить за это Моисея. Но Моисей убежал из Египта в Синайскую пустыню и поселился у священника Иофора. Там он пас скот. И однажды Моисей увидел «неопалимую купину», проще говоря, несгораемый куст. И из него он услышал голос Божий, поведавший о том, что именно он выведет свой народ из Египта.
Возвратившись на берега Нила, вместе с братом Аароном (которого Бог выбрал ему в помощники служить «его устами», так как Моисей пытался сослаться на своё косноязычие), ходатайствовал перед фараоном об освобождении сынов израилевых из Египта.
Фараон отказал в просьбе. Тогда на египтян обрушились 10 казней: вода во всех реках превратилась в кровь, потом произошло нашествие мошек, лягушек, «песьих мух» (по описанию очень напоминающих наших оводов), саранчи, мор скота, необычная темнота, которую не смогли рассеять факелы. Египтяне покрылись язвами и нарывами, на них обрушился огненный град, гром и молнии. Но все это не убедило фараона отпустить израильский народ. Тогда Моисей обратился к своему народу, чтобы каждая семья взяла по однолетнему ягненку, зарезали так, чтобы кости были целы, кровью помазали косяки дверей. А мясо его съели с постным хлебом и горькими травами. Ночью ангел смерти забрал всех первенцев, начиная от первенца фараона и заканчивая скотом. Только в тех домах, где на дверях был крест, все остались живы. Это-то и называлось у евреев Пасхой.
Теперь вернемся к новому завету и к Иисусу Христу. Евангелия повествуют о том, что проданный своим учеником Иудой за 30 серебренников Христос предстал перед римским прокуратором Понтием Пилатом. За все «преступления», в которых обвинялся Спаситель, ему грозило побитие камнями. Но прокуратор, опасаясь доноса, утвердил казнь через распятие.
В пятницу на Страстной неделе Иисус Христос был распят на кресте и погребен в пещере, расположенной недалеко от места казни. В ночь с субботы на воскресенье Мария Магдалина, грешница, поверившая в Христа, и две женщины, пришедшие ко гробу, чтобы омыть и умастить благовониями тело, обнаружили, что гроб пуст. «Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих. И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми?» (Лк. 24:4 – 5). Воскресение Иисуса считается всеми христианами величайшим событием: спаситель был принесен в жертву и своей кровью искупил наши грехи. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь. То есть отныне каждый из нас авансом получил искупление своих грехов, другое дело, как мы распорядимся этим авансом. Истратим и будем с теми, кто кричал: «Распни его, распни» или будем вести праведную жизнь.
Многие из нас хоть раз в жизни задавались вопросом: а почему Пасха празднуется в разные числа? Оказывается, время празднования христианской Пасхи изначально тесно связывалось с датой иудейской Пасхи, которая отмечается не по солнечному, а по еврейскому лунному, календарю. В течение первых трех столетий христианской истории существовали две практики празднования Пасхи: часть христиан отмечала ее вместе с иудеями 14 нисана — как день воспоминания о распятии и смерти Спасителя, часть же (таких оказалось больше) — в первое воскресенье после 14 нисана как событие воскресения Христа из мертвых.
Возникшая проблема обсуждалась на I Вселенском соборе в 325 году н.э.
На нем было принято решение о единой дате празднования Пасхи всеми христианами: «…праздновать Пасху после Пасхи еврейской, в первый воскресный день за полнолунием, которое будет в самый день весеннего равноденствия или непосредственно после оного, но не ранее весеннего равноденствия».
В 1054 году в Христианской церкви произошел раскол: на католиков и православных. А в 1582 года папа Римский Григорий XIII ввел новое летоисчисление – григорианский календарь, или так называемый новый стиль. Он более точен астрономически потому был принят в большинстве стран мира. Русская же Православная Церковь по-прежнему пользуется старым, Юлианским календарем. Иногда, как в этом году, католическая Пасха совпадает с православной, а в основном получается довольно большое расхождение.
Со светлым Христовым Воскресением связано много традиций. В Евангелие рассказывается, как Святая Мария Магдалина после вознесения Иисуса пришла к римскому императору и, начиная свою проповедь, сказала: «Христос воскресе!», протянув голубиное яйцо, как символ жизни. Как в нем зарождается жизнь, так из гроба — жилища смерти, восстал Иисус, и так восстанут в вечную жизнь все умершие. На это император ответил, что восстать из мертвых невозможно, так как и невозможно, чтобы это белое яйцо превратилось в красное. И тут совершилось чудо: яйцо окрасилось в яркий алый цвет.
По примеру равноапостольной Марии Магдалины мы теперь дарим в Пасху красные яйца, исповедуя животворящую смерть и Воскресения Господа — два события, которые Пасха соединяет в себе. Пасхальное яйцо напоминает нам об одном из основных положений нашей веры и служит видимым знаком блаженного воскресения мертвых.
Кроме этого, по обычаю в Светлое Христово Воскресение пекут особый хлеб: кулич и пасху. Он является полной противоположностью того, который вкушали верующие в течение Великого Поста. Тесто замешивается с яйцами, добавляют курагу, изюм и другие вкусности, а в пасху — творог. После строгого и продолжительного поста эти блюда «воскрешают» тело поствующих. Это называется разговением. На столах появляются не только яйца и куличи, но и мясо.
Но вот освящение пасок и яиц – это народная традиция, и если по какой-то причине не получилось прийти в храм для этого, то не стоит сильно расстраиваться: вкушать можно и неосвещенные праздничные продукты.
Еще одна традиция – это вкушение специального квасного хлеба – артоса, более известного нам, мирянам, как просфора. Артос в продолжение всей Светлой Седмицы (напомню, что Пасха празднуется не только в воскресенье, но и на протяжении всей следующей недели) занимает в храме самое видное место вместе с иконой Воскресения Господня и в заключение пасхальных торжеств раздается верующим. Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день после Воскрешения Иисус вознесся на небо. Его ученики и последователи находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе, они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб.
Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни. На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого — как знамение победы Христовой над смертью или изображение Воскресения Христова.
С Воскрешения Иисуса для всего мироздания началась истинная весна, светлое, радостное утро новой жизни. Поздравляем всех с наступающим праздником!

М. ТУРАЕВА.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

29