Меню
16+

Газета "Тайгинский рабочий"

07.04.2016 11:45 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 14 от 07.04.2016 г.

«У мира весенний вид...»

А весна — это Всемирный День поэзии. Когда же ещё его праздновать? Как раз сейчас, когда солнце сияет и небо безоблачно-синее, когда люди улыбаются от счастливых предчувствий и способны по любому поводу говорить в рифму! В России, где, по мнению В.В. Маяковского, «много поэтов – хороших и разных», это совсем не удивительно.

У чтецов, участников традиционного конкурса, были огромные возможности выбора. Перед ними простиралось необозримое море русской лирики: «стихия стиха»! Несмолкаемое многоголосие, звучащее на протяжении уже более тысячи лет. Перед открытием об этом напомнило слайд-шоу, созданное выпускницей школы №160 Анной Волошиной, ныне студенткой  технического вуза и по-прежнему талантливой читательницей. Это портреты и лаконичная информация о великих представителях отечественной литературы:  в хронологическом порядке сменяли друг друга М.В. Ломоносов, Г.Р. Дер-жавин, Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.А. Блок, А.А. Ахматова, А.А. Вознесенский,                  В.С. Высоцкий…

Ребят приветствовали представители управления образования. Воодушевила чтецов Т.В. Волошина, напомнив, что конкурс проходит в год 120-летия города, и пожелав «расти, умнее быть, Тайге стихи посвятить»! М.В. Зимадеева призвала ознаменовать хорошим чтением день весеннего Равноденствия, а С.А. Сухонда образно сравнила чтецов, дарящих людям слово, с Прометеем, который дал человечеству огонь. Вот такой комплимент авансом! Однако конкурс показал, что он вполне заслуженный.

Самые младшие чтецы подготовили к конкурсу произведения классиков детской литературы, которые никогда не устареют! С весёлой «нравоучительностью» первоклассник Данила Банщиков (школа №160) читает стихотворение С.Я. Маршака «Кот и лодыри». Вслед за ним на сцену поднимается Диана Вахина (школа №33) и, радуя взоры парадной формой с белоснежным фартуком, с чувством произносит: «Россия, Россия, Россия!» (Стихотворение В. Гудимова). Артём Артёмов (школа №2) убедительно объясняет, «что такое хорошо и что такое плохо». Маяковский вновь идёт по стране! Очаровательная Варвара Романцова (школа №34) задорно, словно и вправду прыгая со скакалкой, как Лидочка из «весеннего» стихотворения А.Л. Барто «Верёвочка», приговаривает:

Я и прямо,

Я и боком,

С поворотом

И с прискоком!

А как не восхититься артистичным Тимофеем Фаруковым из школы №32? Стихотворение Б. Заходера «Скрипач» в его исполнении превратилось в маленький спектакль.

Второклассники тоже радуют зал. То новыми интонациями в знакомых строчках детских поэтов, котороые нашли Захар Мель (школа №32), Денис Фёдоров (школа №2), Степан Митюшов (школа №160). То диалогом Александры Долговой с игрушечным мишкой и знакомством с поэзией Саши Чёрного (школа №34). А Евгений Щербинин (школа №33) выучил «Бородино»! Часто даже для пятиклассников это проблема. И слова полковника «Ребята, не Москва ль за нами?..» прозвучали мужественно и горячо.

Не сговариваясь, третьеклассники Софья Корнева (школа №32) и Ильрад Латыпов (школа №34) подняли тему дружбы и солидарности:

Где никто

                 не ссорится,

Там и дело спорится!

Софье удалось ярко передать лесную перекличку во время наводнения в стихотворении                    Т. Петуховой «Алло! Алло! Беда! Беда!». Ильрад вместе с Б. Заходером и со всем «правильным» алфавитом сурово осудил букву «Я» за необоснованное стремление к лидерству. И очень кстати следом Динара Амирова (школа №160) весело прочитала стихотворение этого популярного у ребят поэта «Птичья школа». Далее на сцену смело взбегает Андрей Ковеза (школа №33) в красной косоворотке с пояском – сразу в образе Ивана из сказки П.П. Ершова «Конёк-Горбунок». Не только с помощью костюма, но и жеста, интонации Андрей «рисует» Данилу, Гаврилу и других персонажей этой вечной сказки! А зрители перенеслись в «старину глубокую». И не зря: Мадина Попова (школа №2) сочувственно читает стихотворение «Горе» поэта-крестьянина девятнадцатого века И.З. Сурикова. Чуть позднее в ансамбль третьеклассников вольётся нежный голосок Юлии Бурыхиной, подъехавшей из Суранова, которая прочтёт стихотворение          Ю. Коваля «Сундук».

Другой сурановец, четвероклассник Денис Самойлов, тронул сердца историей героических маленьких пиктов из баллады Роберта Льюиса Стивенсона «Вересковый мёд» в переводе С.Я. Маршака. Четвёртый класс – выпускной в начальной школе, поэтому ребят волнуют серьёзные темы:  например, нравственные, поднятые в выступлениях Камиллы Петренко (школа №32), Евгения Аллоярова (школа №2), Никиты Калужина (школа №160), или исторические, отразившиеся в произведениях, прочитанных Анастасией Матюшиной (школа №33) и Ульяны Сарсимбаевой (школа №34).

Пятиклассники заставили зал и сопереживать (Жанна Скворцова из школы №34, Марк Сандалов из школы №32, Матвей Марков из школы №33), и смеяться (Фаина Мадурицева из школы №2), и ощутить свет и праздничность Рождества вместе с А.А. Блоком и Айсулуу Мадраимовой (школа №160).

Гуманистической мощи стихотворения «Итальянец» М.А. Светлова соответствовал высокий уровень чтения Глеба Морозюка, ученика 6 класса школы №33. Суровая сдержанность, скупость в жестах, понимание трагедии войны. Современники вспоминают, что самоироничнейший Михаил Аркадьевич признавался, что гордится по-настоящему одной-единственной рифмой «вывезти – справедливости»:

Я не дам свою родину 

                            вывезти

За простор чужеземных       

                               морей!

Я стреляю – и нет 

               справедливости

Справедливее пули моей.

Не могла не процитировать любимого комсомольского поэта. Ведь во все времена и сейчас нет важнее тем, чем любовь к Отечеству и жажда справедливости.

И другие шестиклассники порадовали разнообразием репертуара. Доверительные интонации, навеянные самим названием стихотворения О. Луганцева «Хочешь, я открою тебе тайну?», импонировали в чтении Валерии Олексенко (школа №160).  Владимир Моисеев (школа №32) и Шухрат Айдарбеков (Сурановская школа №3) с достойным земляков пониманием представили стихотворения В.Д. Фёдорова «Завещание» и «Благодарю, земля, благодарю…» И. Киселёва. Екатерина Мацкевич (школа №34) привнесла в зал запах старинных хрестоматий, по которым учили наизусть стихи прапрабабушки нынешних конкурсантов:

Вот моя деревня;

Вот мой дом родной;

Вот качусь я в санках

По горе крутой…

Тема ранней осени, когда человек ощущает некую грань между тем, что завершается, и неизведанным будущим, очень зрело была раскрыта в чтении стихотворения М. Алигер «Осень только взялась за работу…» семиклассницей Яной Громышевой (школа №32). Дарья Кузнецова (школа №33) тронула сердца мужественными строками стихотворения «Госпиталь» великой ленинградской поэтессы О.Ф. Берггольц. Иван Боженов (школа №160) напомнил задушевное пожелание читателям В.Д. Фёдорова: «Дивись тому, что ты живёшь!» Василий Дмитриевич так много дней провёл недалеко от нас – в Марьевке Яйского района! И вдохновляли его хвойные леса, «березки-белоножки», «речушка Яя», «цветы на заре». Мы тоже всей этой красотой любуемся! И горячо откликаемся на голос поэта.

Невозможно представить конкурс под девизом «Много поэтов -  хороших и разных» без лирики А.С. Пушкина. Его гений был представлен юмористической гранью: Денис Мячин (школа №34) с лукавинкой, задорно, «играючи» поведал о приключениях присяжного гусара, который «видал виды», летающей на венике Марусеньке и любопытном хлопце.

Все тревожащие русскую душу темы: родина, семья, война – оказались интересны восьмиклассникам, да и зрителям — благодаря их вдумчивому чтению. Кажется, «Балладу о чёрством хлебе» следует читать именно таким глубоким и сильным голосом, как у Кристины Гончаренко (школа №33).  Анастасия Бричкова (школа №32) по-настоящему постигла и боль, и грусть, и надежду, и веру поэта Н.М. Рубцова, пафос его «видения на холме». Анастасия Вялова (школа №160) обратилась к произведению К. Ноябрьской «Посвящение отцу», написанному верлибром (свободным стихом). Эта форма очень органична для текста исповедального характера и поэтики переживаний, но для чтеца таит определённую сложность. Анастасия справилась.

Параллель девятых классов оказалась самой многочисленной. Любовь к поэзии начиналась с Ф.И. Тютчева, текла через Серебряный век, касаясь загадочной «Сказки о чёрном кольце» А.А. Ахматовой и «сплошного сердца» В.В. Маяковского, и скрывалась из глаз где-то в дальних далях «Необитаемых островов» Р.И. Рождественского Девятиклассники продемонстрировали неисчерпаемость и богатство человеческих чувств. Гражданственность, понимание трагедии испытаний, выпавших на долю России, убеждённость в несгибаемости народного характера и гордость за свою историю подсказали верный тон в постижении выбранных произведений Анне Пазиной (школа №32) и Дарье Внуковской (школа №33). Совершенство жанра художественного слова проявилось в талантливом чтении стихотворения С. Острового «Россия» Данилой Порошиным (школа №33). Патриотические признания звучали искренне, раздольно, естественно, как будто рождались на наших глазах!

Небезынтересна девятиклассникам тема любви, особенно её драматические варианты. В этом можно было убедиться, слушая Анастасию Кузьмину (Сурановская школа №3), Сергея Якименко (школа №32), Ксению Кобякову (школа №160), Ладу Абрамову (школа №160), Евгению Гарченко (школа №34).

Самый темпераментный чтец Александр Ходанович (школа №34) заставил зал улыбнуться шутке Р.И. Рождественского «Баллада о Боге, Чёрте и Поэте».

Валерия Деменская (школа №32) открывает выступления десятиклассников с высокой ноты – стихотворением Р.Г. Гамзатова «Нас двадцать миллионов». Антивоенный мотив продолжается в «Русском огоньке» Н.М. Рубцова. Но Алексей Блохин (школа №34) не ограничился шедевром «тихой лирики», которая сосуществовала в двадцатом веке с громкой «поэзией стадионов», авангардизмом, стремлением ниспровергать, бунтовать. Выдержав небольшую паузу, Алексей энергично и даже чуть эпатажно прочитал «Плач по двум нерождённым поэмам» А.А. Вознесенского. В студенчестве мне посчастливилось услышать эту вещь в авторском исполнении. Должна заметить, что Алексей максимально приблизился к экстравагантной манере поэта.

Александра Егорова (школа №34) покорила чутким восприятием мира страстей М.И. Цветаевой, искренней печалью о «затонувшем» счастье Стеньки Разина.

Диана Чепишко (школа №160) выбрала «мужское» стихотворение С.А. Есенина «Письмо к женщине», которое всегда вызывает интерес у старшеклассников, потому что многое открывает в сложной судьбе поэта.

Написанная Л.И. Ошаниным в 1945 году «Волжская баллада» потрясает поколение за поколением читателей сюжетом о щедрости и неизбывной силе души русской женщины. Впервые я узнала это произведение в школьном детстве: балладу читала завуч нашей школы П.И. Бушкова во время выступления ансамбля учителей «АУ-34» в День Победы. Мария Сухонда (школа №33) трепетно передала эту жизненную историю, и стало ясно, что тема подвига народного и ныне отзывается в юных сердцах.

Ярко завершили конкурс учащиеся 11 класса. Артём Шардаков (школа №34) со стихотворением С.А. Есенина «Я иду долиной…». Юлия Панкратова (школа № 160), с настроением радости полноты жизни прочитавшая «Утро» Р.И. Рождественского. Кирилл Ипполитов (школа №160) с гневным «Открытым письмом» К.М. Симонова. Анастасия Кошева (школа №33), заставившая всех осознать, насколько всеобъемлющее понятие – русская культура (стихотворение Е. Вадимова «Русская культура»). Степан Мирчун (школа №33), открывший для себя мудрые страницы в лирике Р.Г. Гамзатова.

Из жюри на ребят приветливо смотрела директор библиотеки А.В. Зуева, радуясь, что поэзия востребована юными читателями и лирическим сборникам не суждено незыблемо томиться на полках. Член Союза писателей России Л.М. Яковлева, как обычно, дарила ребятам свои книги. Всем участникам были вручены благодарственные письма и почётные грамоты. Победителями названы Тимофей Фаруков, Степан Митюшов, Ильрад Латыпов, Юлия Бурыхина, Ульяна Сарсимбаева, Марк Сандалов, Глеб Морозюк, Шухрат Айдарбеков, Денис Мячин, Кристина Гончаренко, Анастасия Вялова, Данила Порошин, Александр Ходанович, Ксения Кобякова, Алексей Блохин, Мария Сухонда, Юлия Панкратова, Артём Шардаков и Анастасия Кошева.

Подготовка к конкурсу чтецов – это большой труд души. Найти созвучное сердцу произведение, понять смысл, услышать музыку текста, углубиться в подтекст, отыскать единственно точную интонацию…

И тогда  узнаешь вдруг,

Как звучит родное

                                 слово!

 

В. Яковлева,

учитель школы №34.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

84